Хочу помочь

Этого никто не сделает за меня.

Смирнов Евгений Николаевич
Психолог Фонда «Константа»

Самый большой дар мы даем человеку тогда, когда искренне вслушиваемся во всю глубину его эмоциональной боли и проявляем уважение к способности человека найти свой собственный ответ.
Натали Роджерс, психотерапевт

В своей работе чаще приходится иметь дело не с нормально функционирующими и благополучными семьями, а с неблагополучными и конфликтными, с кризисными и проблемными. Когда психологические проблемы и трудности возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Когда взаимоотношения супругов и детей приходят в столкновение и приводят к сильным и продолжительным отрицательным эмоциональным состояниям. Когда противостояния интересов и потребностей носят особо резкий характер и захватывают важные сферы жизнедеятельности семейного союза, и брак находится на грани распада. Когда появляются особо трудные ситуации с добавлением таких сложностей, как отсутствие жилья, отсутствие средств на содержание семьи, отсутствие работы. В современной России существует большое количество таких семей. И Тверская область не исключение.
Я понимаю, что невозможно вот так просто из неблагополучных семей сделать «здоровые», когда каждый член семьи воспринимается как равный другим, когда доверие, честность и открытость являются существенными, когда члены семьи поддерживают друг друга и в то же время каждый член несёт свою ответственность за семью в целом. Когда уважается право на приватность, а чувства каждого члена семьи принимаются и прорабатываются. Но и не надо демонизировать эти кровные семьи, с которыми мы взаимодействуем. С некоторыми из них можно вполне сотрудничать, если удастся найти точки входа в эти семьи.
Им нужна реальная социально-психологическая помощь. Я верю в человека, точнее в его экзистенциальную сущность. Человек как экзистенциальное существо может меняться, может изменить свою жизнь, свободен брать ответственность за неё. В этом бытии – вместе, в процессе наших встреч, происходит встреча человека с бытием, которая существенным образом изменяет саму структуру его существования. Чтобы изменить свою жизнь, или, хотя бы что- то в своей жизни, одних призывов и объяснений недостаточно. Человеку нужно подняться над влиянием со стороны прежних своих представлений, социума, стереотипов прошлого опыта, нужно преодолеть сопротивление внешней среды, и это несмотря на страх, когда во время встречи его чувство самотождественности оказывается под угрозой.
В это время, я как психолог, психотерапевт, социальный работник, просто как человек, ничего для него не строю и не формирую, кроме нашего со-бытия-в-мире. Я только проводник и сопровождающий в его нелёгком пути. Я просто о нём забочусь. Наверное, я на несколько шагов впереди его, но я ничего не делаю вместо него, я помогаю ему в рождении его новой бытийной структуры и его человеческой зрелости, способствую рождению нового состояния, новых смыслов и манер поведения. Если я не буду выполнять свою работу, то этого никто не сделает за меня, точно также и человек понимает, что, если он не будет делать шаги вперёд, их никто за него не сделает. И нет в этом смысле у нас оправдания, нет алиби.